Приложение 1 к постановлению администрации Сокиринского сельского поселения от «18 апреля »2016г № 39
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СОКИРИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ на 2016 – 2021 годы и на период до 2025 года Д.СОКИРИНО 2016г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Сокиринского сельского поселения Сусанинского муниципального района на 2016-2021 годы и на период до 2025 года |
Основание для разработки программы | 1.Федеральный закон от 06. 10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2.Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 года №1050 3.Градостроительный кодекс Российской Федерации 4. Устав муниципального образования Сокиринское сельское поселение Сусанинского муниципального района Костромской области |
Заказчик программы | Администрация Сокиринского сельского поселения |
Разработчик прграммы | Администрация Сокиринского сельского поселения |
Руководитель программы | Глава администрации Сокиринского сельского поселения |
Основные цели и задачи программы | Цели программы: 1.Безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения. 2.Доступность объектов социальной инфраструктуры поселения для населения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения. 3.Сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры поселения 4.Достижение расчетного уровня обеспеченности населения поселения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения 5.Эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры. Общими задачами по развитию социальной инфраструктуры являются: удовлетворение потребности населения в учреждениях обслуживания с учетом прогнозируемых характеристик социально-экономического развития поселения на основании документов стратегического планирования, социальных нормативов и других нормативных документов на основе развития сети учреждений обслуживания; достижение для всех населенных пунктов обеспеченности объектами обслуживания, соответствующих нормируемому социально-гарантированному уровню обслуживания по каждому виду; обеспечение равных условий доступности объектов обслуживания для всех жителей поселения; оптимизация размещения сети учреждений обслуживания с учетом специфики его планировочной и функциональной структуры; модернизация существующей сети учреждений обслуживания, реструктуризация и интенсификация их работы в соответствии с потребностями населения с учетом новых технологий обслуживания и современного уровня развития общества; повышение эффективности использования территорий, занятых существующими учреждениями обслуживания. |
Сроки реализации программы | 1 этап - 2016-2021 гг. 2 этап - 2021 - 2025 гг. |
Основные направления программы | Программа устанавливает перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами |
Исполнители основных мероприятий | - администрация Сусанинского муниципального района; - администрация Сокиринского сельского поселения. |
Организация контроля | Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляет руководитель программы - глава администрации сельского поселения. Контроль за реализацией мероприятий программы включает в себя: 1)текущее управление и координацию деятельности исполнителей, обеспечивая их согласованные действия по реализации программных мероприятий, 2) подготовку и представление предложений по финансированию мероприятий программы на очередной финансовый год, 3) проведение оценки эффективности и соблюдения сроков реализации Программы, 4) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых средств, предоставление отчетности соответствующим органам местного самоуправления. |
Ожидаемые конечные результаты реализации | Комплекс задач по развитию социальной инфраструктуры Сокиринского сельского поселения состоит из двух блоков: социально-гарантированного и коммерческо-делового. Первый блок задач предполагает развитие сети социально значимых объектов, обеспечивающих нормируемый социально-гарантированный уровень обслуживания. К ним относятся такие сферы обслуживания, как образование, здравоохранение, сфера социальной защиты населения. |
Объемы и источники финансирования программы | Общая потребность составляет -. - бюджет сельских поселений — - средства предприятий — - внебюджетные источники — |
Общие положения. Формирование проекта Комплексной программы развития социальной инфраструктуры Сокиринского сельского поселения на 2016-2021 годы и на период до 2025 года осуществлялось по инициативе администрации Сокиринского сельского поселения в лице главы администрации Сокиринского сельского поселения Родикова Александра Алексеевича..
Заказчик:
Администрация Сокиринского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области
Глава администрации – А.А.Родиков.
Разработку проекта программы комплексного развития социальной инфраструктуры Сокиринского сельского поселения на 2016-2021 годы и на период до 2025 года провела рабочая группа Сокиринского сельского поселения в составе:
Члены рабочей группы:
-Родиков Александр Алексеевич глава администрации сельского поселения.
-Зайцева Светлана Константиновна, главный специалист администрации сельского поселения;
Генеральным планом Сокиринского сельского поселения к развитию определены 5 населенных пунктов:с.Головинское.с.Домнино.д.Шепилово.д.Сокирино.дМеленки. С учетом «Программы социально-экономического развития Сусанинского муниципального района на 2016-2021г.г. и на перспективу до 2025 г.» определены приоритеты развития муниципального образования Сокиринское сельское поселение. При разработке мероприятий максимально учитывались конкретные проблемы и интересы сельского поселения. Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Сокиринского сельского поселения Сусанинского муниципального района на 2015-2021 годы и на период до 2025 года разработана на основании Федерального закона от 06. 10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 года № 1050, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Устава муниципального образования Сокиринскоге сельское поселение Сусанинского муниципального района Костромской области, Генерального плана Сокиринского сельского поселения. Краткая характеристика Сокиринского сельского поселения. Юридический адрес администрации сельского поселения: 157081, РФ, Костромская область, Сусанинский район, деревня Сокирино, ул.Южная, дом 13. Почтовый адрес администрации сельского поселения: 157081, РФ, Костромская область, Сусанинский район, деревня Сокирино, ул.Южная, дом 13. Глава сельского поселения – Родиков Александр Алексеевич. Тел. – (49434 9-21-41 Описание прохождения границы Сокиринского сельского поселения начинается со стыка северо-западной границы (точкаА) с Буйским муниципальным районом и выполнено по ходу часовой стрелки. Северная часть линии границы от точки А до точки Б на протяжении 19.9км проходит по смежеству с Буйским муниципальным районом. Восточная часть ломаной линии границы от точки Б до точки В на протяжении 25.5км проходит по смежеству с Сумароковским сельским поселением. Южная часть ломаной линии границы от точки В до точки Г на протяжении 17.1км проходитпо смежеству с Судиславским муниципальным районом. Юго-западная часть ломаной линии от точки Гдо точки Д на протяжении 13.8км проходит по смежеству с Ченцовским сельским поселением, а ломаная линия от точки Д до точки Е на протяжении8,9км проходит по смежеству с городским поселением посёлок Сусанино. Западная часть ломаной линииот точки Е до точки А на протяжении 14,8км проходит по смежеству с Буяковским сельским поселением. В соответствии с законом Костромской области от 22.06.2010 года № 626-4-ЗКО «О преобразовании некоторых муниципальных образований в Антроповском, Вохомском, Галичском, Кологривском, Межевском, Поназыревском, Пыщугском, Судиславском, Сусанинском, Чухломском, Шарьинском муниципальных районах Костромской области» и внесении изменений в Закон Костромской области «Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении их статусом» (принят Костромской областной Думой 10.06.2010 г.).Сокиринское сельское поселение было объединено с Головинским сельским поселением и Меленковским сельким поселением. Административным центром Сокиринского сельского поселения является деревня Сокирино, которая связана с населенными пунктами поселения муниципальными дорогами 111-У категории. Расстояние до обласного центра г.Кострома – 83, по территории поселения проходит дорога Кострома-Буй, что в совокупности обеспечивает поселению транспортное сообщение с областным центром, соседними районами, г.Москвой и страной в целом. Общая площадь территории Сокиринского сельского поселения - 6390 га Площадь поселения 4869га Численность населения в поселении составляет 785 человек. На территории поселения расположено Исуповское (Сусанинское) болото. Оно принимает 3 реки:Шача, Пичеш.Водыш,. Из болота вытекает одна река Шача. Численность населения в поселении составляет на 01.01.2016 года- 785 человек, число хозяйств -254 Детей в возрасте до 18 лет 302 человека.
В 2015 году родилось 9 человек, умерло 12 человек, за 2014 год родилось 7человек, умерло 12 человек.
Всего населенных пунктов – 25, из них в 18 постоянного населения нет.
Наименования населенных пунктов дер.Сорокино дер. Бараново, дер.Васюково, дер.Межаково дер.Ознобихино, дер.Панфилово, дер.Парфеново, дер.Перевоз, дер.Семкино, дер.Степурино. дер.Шепилово, сДомнино, с.Спас-Хрипели, дер.Меленки, дер.Межаково, с.Юсупово, с.Головинское, с.Исаево, дер.Булыгино, дер.Гумнища, дер.Овсяниково, дер.Баранцево, дер Горки, дер.Еремеево дер.Некрасово.
Самые крупные населенные пункты село Головинское-271чел .дерСокирино – 233 чел., дер.Меленки -165 чел., дер.Шепилово – 65чел., с.Домнино – 45 чел в 4 населённом пункте проживает меньше 10 человек.
В 254 личном подсобном хозяйстве содержится - 3 головы крупного рогатого скота (в том числе коров 3 головы), 8 гол.- свиней, 19 гол. - овец, 31 гол. коз, 971 - голов птицы, 122 - пчелосемьи, 59 гол.- кроликов. (Сведения о наличии скота на 01.01.2016 года).
На территории Сокиринского сельского поселения работают учреждения социальной сферы:
- МОУ Головинская общеобразовательная школа со структурным подразделением РГДУ в с.Головинское, в школе обучается 19 учеников.
В детском саду - 10 детей;
- МОУ Головинская основная образовательгая школа детский сад в д.Меленки, детский сад посещает 9 детей; (сведения о количестве детей в школах и детских садах по состоянию на 01.01.2016 года)
- ОГБУ «Сусанинский» КЦСОН» здание ПВР .
-3 библиотеки – Головинская .Сокиринская Меленковская;
3дома культуры – с.Головинское . д.Сокирино .д.Меленки
- 1 фельдшерско-акушерский пункт (Фапов) с. Головинское
- 2 отделения почтовой связи Буйского почтамта УФПС Костромской области – Филиал ФГУП «Почта России» с.Головинское , д.Меленки..
На территории сельского поселения работают следующие сельскохозяйственные предприятия:
ЗАО «Аграмол»,ООО «Сусанинский питомник»,КФХ»Шумкин».
Промышленные предприятия:
ИП «Сизов» - пилорама, ООО»Манжестик».
На территории сельского поселения работают 6 предприятий торговли: магазины в дер.Сокирино 1;.с.Головинское 2; дер Шепилово 1 . д.Меленки 2 ;
Водоснабжение населенных пунктов на территории сельского поселения осуществляется из подземных источников: водозаборных скважин и колодцев. Централизованная система хозяйственно- питьевого водоснабжения низкого давления с питанием из водозаборных скважин имеется в с.Головинское, с.Домнино,д.Сокирино, д.Шипилово, д.Меленки. Неравномерность водопотребления регулируется существующими водонапорными башнями. В с. Домнино и в д. Шипилово водонапорные башни требуют замены. Водопровод в населенных пунктах подведен к объектам соцкультбыта и к жилому сектору, а также водопользование частично осуществляется из водозаборных колонок и колодцев. Жители других населенных пунктов, где нет централизованного водоснабжения, для удовлетворения потребности в питьевой воде используют колодцы. Общая протяженность водопроводных сетей в поселении составляет 13 км. Годы строительства сетей 1968-1999г., состояние сетей не везде удовлетворительное, сети со 100% износом в с.Домнино, д.Шипилово,,д.Сокирино,д.МеленкиВ поселении требуется замена водопроводных сетей.В с.Головинское замена уличных сетей произведена в2010-2012годах. Централизованное горячее водоснабжение на территории поселения отсутствует. Горячее водоснабжение обеспечивается посредством индивидуальных газовых колонок и котлов. Для нужд наружного пожаротушения населенных пунктов Сокиринского сельского поселения имеются пруды и пожарные гидранты в с.Головинское и д.Сокирино В сельском поселении преобладает одноэтажная застройка с печным отоплением и газовым отоплением.
. Газоснабжение осуществляется на базе сжиженного газа. Природный газ имеется в деревне Шепилово ,с.Головинское ,д.Сокирино, с.Домнино.
Перспективное совершенствование и развитие производственной сферы будет зависеть от факторов, способствующих ее развитию и, наоборот, сдерживающих этот процесс.
Основными сдерживающими факторами являются:
- ограниченность имеющих промышленное назначение полезных ископаемых и сырьевых ресурсов;
- ограниченность трудовых ресурсов;
- ограниченность инвестиционных вложений;
- удаленность большинства населенных пунктов сельского поселения от автодороги « Кострома –Буй».
-- удаленность большинства населенных пунктов сельского поселения от г.Кострома,г.Буй.
-не удовлетворительное состояние дорог общего пользования;
Факторами, способствующими дальнейшему развитию отдельных отраслей являются:
- наличие земель, которые могут быть дополнительно вовлечены в сельскохозяйственное производство;
- благоприятные условия для производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции;
- наличие обширных территорий лесного фонда;
На основе оценки природных, экономических и планировочных факторов территории Сокиринского сельского поселения относится к ограниченно благоприятной для градостроительного и хозяйственного освоения. Наиболее благоприятными для промышленного гражданского строительства являются территории, расположенные вдоль автодорог « Кострома-Буй» . Размещению в данной зоне объектов промышленного и гражданского строительства способствует близость прохождения линий электропередач и газопровода.
Наличие больших лесных территорий с богатыми природными и охотничьими угодьями, живописных берегов , долин реки Шача, объектов культурного и исторического наследия создают предпосылки для организации рекреационной и туристской деятельности, размещения объектов кратковременного и длительного отдыха.
Резервом для развития сельскохозяйственного производства являются заброшенные и необрабатываемые в последние годы сельхозугодья, имеющиеся в сельском поселении в достаточном количестве.
Однако, ввиду ограниченности трудовых ресурсов и инвестиционных вложений, активное освоение территории поселения по всем направлениям использования в рассматриваемом периоде маловероятно.
Характеристика существующего состояния объектов и сетей энергоснабжения
Все населенные пункты Сокиринского сельского поселения электрифицированы.
Электроснабжение обеспечивается с электрических трансформаторных подстанций напряжением 35/10кВ в воздушными ЛЭП 10 кВ.
В населенных пунктах установлены понижающие подстанции напряжением 10/0,4 кВ
Наибольшую протяженность на территории поселения имеют распределительные сети ВЛ – 0,4/10 кВ. Загрузка трансформаторных подстанций составляет от 5 до 50 % установленной мощности. Состояние электрического оборудования и воздушных линий удовлетворительное.
.
Характеристика существующего состояния объектов и сетей связи
Телефонизация. Телефонизация объектов Сокиринского сельского поселения предусматривается от существующих автоматических телефонных станций .
Население поселения активно пользуется услугами мобильной связи и интернетом.
Телевидение. Сокиринское сельское поселение находится в зоне уверенного эфирного приема программ «Первого канала» и «Россия-1».
Системы кабельного телевидения отсутствует..
Характеристика существующего состояния объектов и сетей газоснабжение
На территории района с 2006 года действует программа «Развитие газификации в Костромской области до 2015 года»: построены и введены в эксплуатацию межпоселковые газопроводы Буй-Сусанино . На территории сельского поселения построены газораспределительные станции. За время действия программы газифицировано с.Головинское, с.Домнино, д.Шепилово, д.Сокирино.
Схема газоснабжения Сокиринского сельского поселения рассчитана на природный газ с низшей теплотой сгорания 8000 ккал/нм3 и плотностью 0,73 кг/нм3. Использование газа предусмотрено: - На хозяйственно-бытовые нужды населения - приготовление пищи; - горячее водоснабжение; - На отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий, как от индивидуальных отопительных приборов, так и от котельных установок; -На промышленные нужды В остальных населенных пунктах отопление индивидуальное на дровах. По основным климатическим характеристикам территория Сокиринского сельского поселения находится в умеренно-континентальной климатической зоне, которая характеризуется холодной многоснежной зимой и сравнительно коротким летом, значительным количеством осадков и средней по насыщенности влажности. Существенное влияние на местные климатические условия оказывают ветры со стороны Атлантики и Средиземноморья, что определяет преобладание южного, юго-западного переноса воздуха. Ветровой режим. В течение всего года на территории Сокиринского сельского поселения преобладают ветры северо-западного и юго-западного направлений. В соответствии со СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», ТСН 23-322-2001 Костромской области «Энергоэффективность жилых и общественных зданий» для Сусанинского района Костромской области приняты следующие данные: - расчетная температура наружного воздуха - 32 С - средняя температура отопительного периода - 4,6 С - продолжительность отопительного периода - 227 дней Комплекс задач по развитию социальной инфраструктуры Сокиринского сельского поселения состоит из двух блоков: социально-гарантированного и коммерческо-делового. Первый блок задач предполагает развитие сети социально значимых объектов, обеспечивающих нормируемый социально-гарантированный уровень обслуживания. К ним относятся такие сферы обслуживания, как образование, здравоохранение, сфера социальной защиты населения. Образование. Основными задачами по развитию образования являются: обеспечение условий для повышения уровня образования и квалификации жителей поселения путем реконструкции и модернизации существующих объектов образования с повышением их технической оснащенности, строительство новых объектов взамен ветхих и аварийных в объемах, соответствующих действующим нормативам с учетом демографической структуры населения; формирование образовательной сети, обеспечивающей возможность выбора школьных учреждений различных специализаций и организационно-правовых форм; достижение обеспеченности местами: в детских дошкольных учреждениях – до 85% от общего количества детей дошкольного возраста; в общеобразовательных школах – до 100% детей школьного возраста; в детских внешкольных образовательных учреждениях – до 10 мест на 1000 жителей. Здравоохранение. Основными задачами по развитию здравоохранения являются: повышение эффективности системы здравоохранения с целью создания условий по улучшению демографической ситуации в поселении, сохранению и укреплению здоровья населения, поддержанию активной долголетней жизни всех категорий населения; сокращение затратного стационарного лечения, увеличение объемов стационарозамещающих видов медицинской помощи и приемов больных в поликлинических учреждениях и на дому; повышение качества и количества предоставляемых медицинских услуг путем реконструкции и модернизации существующих объектов с повышением их технической оснащенности в объемах, соответствующих действующим нормативам; обеспечение условий для развития специализированных медицинских центров, оказывающих высококвалифицированные медицинские услуги; развитие сети учреждений здравоохранения с доведением на расчетный срок посещаемость амбулаторно-поликлинических учреждений до 29 посещений в смену в пересчете на 1000 жителей. Учреждения социальной защиты населения. Основными задачами по развитию сферы социальной защиты населения являются: обеспечение условий для развития сети учреждений социальной защиты населения, повышение качества и количества предоставляемых услуг группам населения, нуждающихся в социальной защите; развитие новых типов учреждений социальной защиты населения (домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов, центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, центров социальной помощи семье и детям и др.). При размещении новых объектов социального обслуживания с круглосуточным пребыванием в них граждан пожилого возраста, инвалидов и детей и планировании мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту таких учреждений необходимо предусматривать обеспечение беспрепятственных путей подъезда пожарной, медицинской и другой техники к зданиям и сооружениям учреждений, к местам пожарного водоснабжения этих учреждений. При строительстве объектов социальной защиты должны быть учтены права инвалидов, лиц пожилого возраста на доступную среду обитания и предусмотрено в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р 52882-20007 «Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания») оснащение учреждений пандусами, креслами - колясками и другим оборудованием. Второй блок задач предполагает развитие сети объектов коммерческо-деловой сферы, включающей потребительский рынок, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, гостинично-туристический комплекс. Потребительский рынок. Основными задачами по развитию данной сферы являются: обеспечение условий для развития и расширения сети предприятий потребительского рынка и повышения качества и количества предоставляемых услуг, реконструкция и модернизация существующих объектов с повышением их технической оснащенности, строительство новых объектов с учетом размещения в них предприятий социально-гарантированного уровня; размещение сети предприятий потребительского рынка в соответствии с принятыми уровнями обслуживания (районный, поселковый, межпоселковый); формирование торговых сетей, современных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов; развитие сети предприятий потребительского рынка с доведением на расчетный срок уровня обеспеченности населения на 1000 жителей: § предприятия торговли – до 300 кв. м торговой площади; § предприятия общественного питания – до 40 посадочных мест; § предприятия бытового обслуживания – до 7 рабочих мест. Культура и искусство. Основными задачами по развитию сферы культуры являются: обеспечение условий для развития духовного и культурного потенциала поселения, повышения качества и количества предоставляемых услуг на базе сохранения и более широкого использования историко-культурного наследия, увеличения объемов реконструкции и модернизации существующих объектов с повышением их технической оснащенности, строительство новых объектов, в том числе новых типов учреждений, таких как многопрофильные центры культурно-досугового назначения, клубы по интересам, семейные, детские, развлекательные комплексы и др.; размещение сети учреждений культуры и искусства на территории поселения в соответствии с принятыми уровнями обслуживания (районный, поселковый, межпоселковый). Физическая культура и спорт. Основными задачами по развитию физической культуры и спорта являются: комплексное развитие физкультуры и спорта, направленное на создание оптимальных условий для физического и спортивного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения различных групп населения, в первую очередь детей, к систематическим занятиям физкультурой и спортом за счет развития массовых видов спорта, в т.ч. объектов социально-гарантированного уровня обслуживания населения, приближенных к местам проживания; размещение сети учреждений физкультуры и спорта на территории поселения в соответствии с принятыми уровнями обслуживания (районный, поселковый, межпоселковый); дальнейшее совершенствование и расширение сети объектов, в том числе для новых массовых видов спорта; обеспечение условий для развития уникальных и специализированных спортивных сооружений, дающих возможность проведения крупных соревнований; развитие сети объектов физкультуры и спорта с возведением на расчетный срок спортивного комплекса (спортивный зал и бассейн) минимальной вместимости по технологическим требованиям; достижение уровня обеспеченности населения плоскостными спортивными сооружениями 0,9 га на 1000 жителей. Гостинично-туристический комплекс. Основными задачами по развитию гостинично-туристической сферы являются: развитие сети объектов туристической инфраструктуры (объекты торговли, общественного питания и др.); обеспечение вместимости объектов гостинично-туристического комплекса на расчетный срок до 12 мест в расчете на 1000 жителей. Мероприятия по развитию социальной инфраструктуры - Создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего, медицинского обслуживания и образования), расширение возможностей выбора их населением. Образование - Организация доставки детей к месту учебы. - Создание условий для использования здания школы из-за низкой наполняемости другими учреждениями социальной инфраструктуры (групп дошкольного образования, центры воспитательной работы и т.п.). - Создание условий для развития дополнительного образования и досуга для детей и их родителей. - Обновление материально-технической базы школы. Здравоохранение - Обновление основных фондов учреждений здравоохранения. - Привлечение молодых квалифицированных специалистов. Культура - Реконструкция и модернизация существующих клубов и домов культуры с повышением технической оснащенности и преобразованием их в многофункциональные центры культурно-досугового назначения (клубы по интересам, семейные, детские развлекательные комплексы и др.). - Модернизация существующих библиотек с расширением спектра предоставляемых услуг. Физическая культура и спорт - Создание оптимальных условий для спортивного и физического совершенства, укрепления здоровья граждан, приобщения к спорту различных групп населения. Мероприятия по развитию туризма На территории Сокиринского муниципального района имеются необходимые предпосылки для развития массового въездного туризма. Цели и задачи по развитию туризма в районе разработаны в «Муниципальной программе развития культуры и туризма в Сусанинском муниципальном районе на 2016-2020гг» Территория Сокиринского сельского поселения также обладает большим туристско-рекреационным потенциалом. На территории поселения расположены уникальные природные комплексы, ценные в культурно-оздоровительном, рекреационном и туристическом отношениях, одним из которых является Исуповское (Сусанинское) болото. Туризм может явиться перспективной отраслью поселения при создании необходимых условий и объектов туристической инфраструктуры. Наибольший приток туристов мог бы обеспечить культурно-познавательный туризм, что обусловлено наличием культурно-исторических и архитектурных достопримечательностей. Особую историческую ценность представляют церковь Успения пресвятой Богородицы в с Домнино, чесовня построенная в честь памяти Ивана Сусанина,и с.Исупово где захоронен Иван Сусанин а таг-же находится церковь Троицкая. . Входит в традицию празднование православных праздников в селах и деревнях. Возрождение русских православных традиций и начинаний должно привлечь группы туристов-паломников. Водные и лесные пространства района, чистая в экологическом отношении местность позволяет организовывать туристические базы Кроме этого уже в настоящее время в нескольких населенных пунктах поселения существуют дачные хозяйства. Дачники приезжают из других регионов (Москва, Мурманск, Северодвинск), живут в поселении в дачный сезон - с мая по сентябрь, проводят отпуска. Развитие дачных поселков в малонаселенных деревнях поселения дает возможность избежать их окончательного запустения, а существование дачных хозяйств в более крупных населенных пунктах дополняет и расширяет их хозяйственную сферу, позволяет более полно использовать имеющиеся земельные ресурсы и не требует такого большого количества финансовых вложений, как в организацию туристической отрасли. Особой популярностью среди дачников пользуются д.Перевоз, с Головинское. д.Булыгино.. Мероприятия по возрождению и развитию народных художественных
промыслов и ремесел - Организация научно-изыскательских работ по изучению традиционных ремесел и промыслов региона. - Возрождение и развитие традиционных ремесел и промыслов на базе результатов изысканий и активный информационный маркетинг уникальной продукции художественных промыслов и ремесел. Мероприятия по сохранению, регенерации и использованию объектов
историко-культурного наследия - Обеспечение безусловного сохранения объектов историко-культурного наследия, предметов градостроительной охраны, ценных средовых характеристик с возможностью проведения мероприятий для преобразования объектов недвижимости, которые необходимы для их соответствия требованиям современной жизни. - Разработка проектов зон охраны памятников истории и культуры сельского поселения с установлением в них градостроительных регламентов к данным зонам. - Разработка градостроительных концепций восстановления исторической среды на отдельных территориях сельского поселения. - Реставрация или воссоздание объектов историко-культурного наследия. Выводы В качестве стратегических ориентиров устойчивого развития поселения определены следующие: - создание экологически безопасной и благоприятной для проживания, труда и отдыха среды; - сохранение и развитие имеющегося производственного потенциала за счет его реконструкции, расширения и модернизации, а также за счет создания новых производственных мощностей; - выполнение администрацией поселения функций по финансово-кредитной деятельности, обращая особое внимание на привлечение инвестиций. При наличии соответствующих условий выполнение намеченных программных мероприятий означало бы появление новых постоянных рабочих мест с гарантированной зарплатой, увеличение доходов бюджета поселения, которые могли быть направлены на развитие его экономики и социальные нужды. При благоприятных условиях развития в перспективе Сокиринское сельское поселение должно иметь рентабельное сельскохозяйственное производство и работающую на его основе, оснащенную новым оборудованием пищевую промышленность; современную отрасль строительных материалов, созданную на базе предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых; высокотехнологичную лесную и деревообрабатывающую промышленность, развитую социально-бытовую инфраструктуру. Достижение этого во многом будет зависеть от экономических процессов, происходящих в районе, области и от государственной экономической политики. Многие мелкие населенные пункты находятся на значительном расстоянии от сельских центров, и связь с ними осуществляется по грунтовым дорогам. Из-за этого в мелких деревнях подавляющее большинство жителей — люди преклонного возраста. Именно эти деревни обречены на угасание по мере естественной убыли их населения. Вместе с ними угасает и их хозяйственная роль: прекращаются посевы, обесцениваются и забрасываются земли.